Иерархия мира Н. О. Лосского

Николай Онуфриевич Лосский (06.12.1870 – 24.01.1965) один из выдающийся представителей русской религиозной философии. Заложил основы такого направления в философии, как интуитивизм, которое основано на том, что познанный объект, даже являясь частью внешнего мира, включается сознанием познающего субъекта непосредственно в личность. Отсюда следует, что акт познания не обязательно связан с  существование объекта. Такой подход в гносеологии был сопряжен с идеей Всеединства, с положением о том, что мир является неким органическим целым. Человек в этом мире есть сверхвременное и сверхпространственное бытие, тесно связанное с целым миром, а потому становится возможной интуиция, как непосредственное созерцание других сущностей.

Н. О. Лосский сочетает идею Всеединства  с учением об индивидуальных субстанциях, которое восходит к идеям Лейбница, Тейхмюллера и А. Козлова.

Он выделяет следующие по восходящей иерархические уровни бытия:

1. пространственно-временные события эмпирического мира – низший;

2. отвлеченно-идеальное бытие универсалий. Это уровень бытия математических форм, чисел, отношений величин и т. д., вносящих единство и связь в многообразие первого уровня;

3. конкретно-идеальное бытие субстанциальных деятелей. Это мир сверхпространственных и сверхвременных индивидуальных субстанций, иерархия которых, как и у Лейбница, определяется степенью ясности их представлений. Так  иерархия сущностей у Лейбница выстраивается в соответствии с “количеством их реальной сущности или по степени совершенства, которое они заключают в себе”;

4. Высшая субстанция. Она, как и остальные субстанции, тварна.

5. Творец—трансцендентный Бог есть источник лишь бытия субстанций, в то время как функция их объединения и тем самым единства мира принадлежит Высшей внутримировой монаде.

Мир Слабой метрики, мир монад и гипердействительных чисел можно сопоставить со вторым и третьим уровнем иерархии бытия Н.О. Лосского. В этом мире  любой пространственно-временной объект представляется в виде монады. Человек, как организм, так же предстает в виде монады, в которой отображаются все другие. Но в монаде объекта отражены все ее взаимодействия, вся ее история. Поэтому, отображаясь в монаде человека, монада объекта несет в себе и характер поведения этого объекта при разных взаимодействиях. Иначе говоря, человек действительно может, не проводя экспериментов в пространственно-временном мире, познавать объект. В рамках гипотезы о слабой метрике, как новой форме материи интуитивизм Н.О. Лосского получает материальную основу, если под материей понимать оформленную субстанцию, а не только то, что дается нам в чувственных отношениях.


Запись опубликована в рубрике Метафизика, Религия, Физика, Философия. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Подписаться на комментарии к записи

Добавить комментарий